Хань Фэй-цзы.

Любить подданных

             Перевод Алексея Мешко.

Если слишком приближать к себе излюбленных подданных, непременно подвергнешь себя опасности. Если подданный слишком знатен, непременно начнет презирать пост (положение) владыки. Если если у наложницы нет равных, она непременно сделает так, что наследник трона окажется в опасности. Если братья правителю непокорны, они непременно подвергнут опасности родные алтари. Я слышал, что когда государоь, владеющий тысячей боевых колесниц, не готовится к войне, обязательно рядом с ним есть подданный с сотней колесниц, который пользуясь этим, переселяет к себе народ и ослабляет страну. Когда к войне не готовится государь с 10 000-ми колесниц, обязательно рядом с ним есть семья с сотней колесниц, которая, пользуясь этим, перетягивает к себе его авторитет и ослабляет страну. Поэтому, если коварные подданные процветают, то владыка идет к упадку и гибели. Потому что [вседа] усиление чжухоу было вредом императору. Богатство подданных – поражение государя. Положения, когда полководец или советник руководит государем и приводит страну к процветанию, государю следует избегать. Среди вещей нет дороже себя самого, почитаемее положения в обществе, уважаемее, чем авторитет правителя, более процветающего, чем мощь владыки. Эти четыре добродетели не ищут снаружи (т.е. вне страны), не просят у людей – советуются и обретают их. Поэтому говорят – коли государь своим богатством не пользуется, его растащат. Это гусадарь знает. То, что в древности погиб Чжоу-синь и пришел в презрение дом Чжоу, произошло из-за силы чжухоу. То, что разделилось Цзинь и отняли у государя Ци, произошло из-за того, что подданные были слишком богаты. То, что в Янь и Сун убили своих государей – все из-за содеянного последними добра. Поэтому в далекой старине примерами стоят Инь и Чжоу, в недалекой – Янь и Сун. Все это произошло от этого. Поэтому мудрый государь держит своих подданных так: всех под один закон, и держит их своей готовностью, как заложников. Потому он не милует приговоренных к смерти, не прозает приговоренных к казни. Миловать приговоренных к смерти и прощать приговоренных к казни – это называется распутством авторитета. Алтари окажутся в опасности, авторитет [к подданным] в стране уйдет. Потому хоть и большое  у значимых подданных жалование, но не могут они распространять свой авторитет на города и рынки (т.е. на массы народа), пусть у них много сторонников и друзей, но не могут они подчинить себе войско. Потому живет подданный в стране, а двора [как у царя] не имеет; находится при армии, а сношений личных не ведет. Заведует складами, а своему дому не может ссудить – так мудрый государь пресекает их зло. Потому не общаются они с иностранцами, не носят необычного оружия. Не переданному не следуют. Носящего необычноге оружие – казнить, не миловать. Вот так мудрый государь вооружен и не боится.

Сайт создан в системе uCoz