|
Хань Фэй-цзы.
2 рукояти
Перевод Алексея Мешко.
Мудрый государь управляет своими подданными при помощи двух рукоятей,
и только. Две рукояти - казнь и милость. Что же называют казнью и милостью?
Когда имеют в виду убийство, то говорят о
казни, когда имеют в виду награду, говорят о милости.
Подданные по природе своей таковы, что боятся казней и наказаний и считают награды для себя выгодными.
Поэтому если повелитель сам использует свои казнь и милость,
то все подданные боятся его авторитета и действуют так,
как ему выгодно. Поэтому-то коварные подданные и не таковы,кого невзлюбят,
так пользуясь своим влиянием на государя накажут,
а кто им придётся по сердцу,так того, пользуясь своим влиянием
на государя,наградят.Если государь не заботится о том,чтобы влияние наград и наказаний
исходило от него самого, слушается какого-либо подданного и по слову его казнит и милует,
то все остальные подданные будут бояться этого подданного и станут презирать своего государя,
примкнут к этому подданному и покинут своего государя!
Это - беда,потерей государем рукоятей
казни и милости причиняемая.Ведь и тигр подчиняет собаку когтями и клыками;
если тигр потеряет свои клыки и когти, а собака этим воспользуется,
то тогда, наоборот, тигр окажется в подчинении
у собаки! Государь - тот, кто казнью и милостью управляет подданными.
Если государь потеряет рукояти казни и милости и позволит подданным воспользоваться ими,
то тогда, наоборот, подданный будет управлять государем!
Потому что Тянь Чан по отношению к верхам вёл себя так:
он просил для них титулов и жалований и раздавал их;
а по отношению к низам он вёл себя так: он большой
мерой раздавал простонародью зерно. Это - то,
что Цзянь-гун потерял рукоять милости ,а Тянь Чан
этим воспользовался. Поэтому Цзянь-гун был убит.
Цзы-хань сказал государю Сун: "Награды и пожалования
народ любит, государь пусть сам ими ведает;
убийства и казни народ ненавидит, я прошу позволения
ими ведать". Поэтому государь Сун потерял рукоять казни,
а Цзы Хань этим воспользовался. Поэтому государь Сун подвергся притеснениям.
Тянь Чан использовал только рукоять милости,
а Цзянь-гун был убит, Цзы Хань использовал только рукоять казни,
а государь Сун подвергался притеснениям.
Поэтому если человек, который в миру подданный,
соединит в своих руках рукояти казни и милости,
воспользуется ими, то государю тому будет грозить опасность хуже,
чем Цзянь-гуну и государю Сун. Потому что среди обманутых и убиенных государей нет тех,
кто не потерял рукоятей казни и милости, не допустил подданных воспользоваться ими,
и не оказался бы из-за этого в опасности и не погиб.
Если государь хочет запретить коварство,
то он внимательно сверяет форму с именем - слово с
делом. Подданный предлагает, государь по слову его поручает ему дело,
заслуги(успех) его требует исключительно по его делу.
Если успех соответствует делу, дело соответствует словам,
то в таком случае награждает; если же успех не соответсвует делу,
или дело не соответствует словам, то в таком случае наказывает.
Поэтому все подданные, что говорят о большом,а успехов добиваются малых,
наказываются - наказываются не за малость успеха,
а за несоответствие успеха имени. Все подданные,
что говорят о малом, а успехов добиваются больших - тоже несут наказание, и не потому что не в
радость большой успех,а за несоответствие имени,
вред от такого несоответствия перевешивает
пользу большого успеха, потому и наказывает.
В древности правитель Хань Чжао-хоу однажды напился и
уснул. Ведавший его шапкой чиновник увидел,
что правитель мёрзнет,поэтому накрыл его сверху одеждой.
Проспавшись,Чжао-хоу обрадовался и спросил у свиты:
"Кто накрыл меня одеждой?" - "Ведающий шапкой", -
отвечала свита. Поэтому Чжао-хоу наказал и того,
кто ведал шапкой, и того, кто ведал одеждой.
Ведавшего одеждой - за невыполнение обязанностей,
ведавшего шапкой - за превышение полномочий.
Дело обстояло вовсе не так, что Чжао-хоу-де не боялся простыть,
он считал, что вред от превышения полномочий горше
простуды. Потому что мудрый государь воспитывает своих подданных так,
что те не могут иметь заслуги, превысив полномочия,
не могут предлагать то, что не оправдается.
Превысил полномочия - смерть, не оправдалось - наказание.
Справляет свою должность, и слова правдивы.
Тогда подданные не смогут образовывать группировки и покрывать друг друга.
У государя есть два беспокойства. Будешь
назначать находчивых - тогда подданные посредством находчивости будут притеснять государя,
назначать наугад - тогда дела застопорятся и с ними будет не управиться.
Если государь любит находчивых, то подданные станут приукрашивать свои поступки чтобы соответствовать желанию
государя. А тогда чувства их не будут видны.
Если же чувства подданных не видны,
тогда у государя нет возможности(способности) их различать.
Потому что государь Юэ Юэ-ван любил храбрых,
и в народе многие презирали смерть; государь Чу Лин-ван любил,
когда люди стройные, и в стране многие голодали.
Правитель Ци Хуань-гун с подозрением относился к посторонним и любил плотские утехи,
поэтому Шу Дяо сам себя кастрировал и таким путём стал управлять гаремом Хуань-гуна.
Тот же Хуань-гун был чревоугодлив, поэтому И Я сварил на пару своего старшего сына на угощение
Хуань-гуну. Правитель Янь Цзы Хуй любил находчивых,
поэтому Цзы Чжи притворился, что не примет страну.
Потому что если государь показывает свою неприязнь к чему-либо,
то подданные прячут свои черты, если государь показывает свою любовь к чему-либо,
то подданные притворяются, что они это могут.
Если государь выдаёт свои желания, то его подданные получают преимущество.
Потому что Цзы Чжи - тот, кто опираясь на свою находчивость обездолил своего государя,
Шу Дяо и И Я - те, кто опираясь на желания своего государя покусились на него.
Развязка была такова: Цзы Хуй погиб из-за мятежа,
Хуань-гун после гибели не был похоронен и так и был съеден
червями. И что же было причиной? Это была беда от того,
что государь выдал подданным свои чувства.
Чувства же подданных таковы, что они вовсе не обязательно любят своего государя,
просто ценят свою выгоду. Если государь не скрывает своих чувств,
не прячет своих черт, и так даёт подданным повод напасть на себя.
Тогда не трудно подданным пойти по пути Тянь Чана. Поэтому говорят: "Оставь любовь и неприязнь - и подданные покажут свою основу(стержень,сущность)".
А если подданные показывают свою сущность,
то великого государя не обмануть!
|
|